Снежная королева — могущественная волшебница, живущая в ледяном дворце за Полярным кругом (на север от острова Шпицберген). Является живым воплощением зимнего холода и снежной бури.
Столь выразительный и запоминающийся образ бездушной холодной королевы
снегов, который создал Ганс-Христиан Андерсен в своей знаменитой сказке "Снежная королева" ("Sneedronningen", 1844) в фольклоре германо- скандинавских народов имеет несколько прототипов. Это, прежде всего,
скандинавская богиня Скади (д.-сканд. Skadi). Скади олицетворяет собой зиму и лёд. Ее атрибуты - охота и лыжи.
Образ хозяйки зимы встречается во многих, на первый взгляд не связанных мифологических системах.
Пожалуй, самый известный из них — старуха-ведьма Лоухи из карело-финского эпоса «Калевала». Лоухи властвует в далёкой стране Похьёле (Сариоле, Пименоле), которую чаще всего описывают как туманную, суровую и сумрачную. Это красочное место ассоциируется с Лапландией (а находится, может, даже ещё севернее) и отделено от «человеческого» мира рекой Маналой — это аналог античного Стикса или нашей былинной Смородины.
С другой холодной во всех отношениях женщиной наверняка знакомы многие поклонники аниме и Японии: это Юки-онна, синтоистское божество зимы (в зависимости от префектуры называемая также Сикэнкэн и Юки-дзёро). Внешность Юки-онны, как и любого приличного духа-ёкая, может быть разной.
Морена, она же Морана или Мара. Увы, все сведения о ней, как и о других персонажах русского фольклора, по тем или иным причинам сгинули: своего Снорри Стурлусона у нас не нашлось. Единственное, что достоверно известно, так это её связь со всем мрачным и зимним. Именно воплощение Морены мы до сих пор сжигаем на Масленицу. На всякий случай.
С середины XIX века, когда романтизировали всё и вся, этот образ начал разделяться; образовалась «старшая» фигура ледяной девы и «младшая» — добрая Снегурочка. Вторая мельком появляется ещё у фольклориста Александра Николаевича Афанасьева в «Поэтических воззрениях славян на природу» под именем Снежевиночки. В этой изначальной трактовке она скорее стихийный дух, к тому же невинно погубленный, и имеет мало общего с могучей и злой Королевой.
Родословная Снежной королевы уходит
своими корнями в далекое прошлое,
ведущее к богу-великану Имиру. Именно родословная великанов севера, изложенная в скандинавских мифах,
позволяет отыскать прототип Снежной
королевы, неуловимой, как дуновение ветра.
Стирая грань между сказочным образом и
реальностью, оставляя за своей героиней
некоторые мифологические черты.
Снежную королеву Андерсен изначально
делает существом особого мира. Снежная Королева - эта героиня не мифа, а сказки. Этот мир отделен от человека какой-то
границей.
***
Если тщательно, вдумчиво читать одну из самых знаменитых сказок Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева», то в ней можно обнаружить множество символов, которые делают эту сказку совсем не детской.